Фашистские карательные организации
Новый порядок насаждался «железом и кровью». Именно для этой цели Гомель был покрыт густой сетью разнообразных карательных фашистских организаций.
Согласно акту Специальной Следственной Комиссии от 05.01.1945 «О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Гомеле» в период оккупации г. Гомеля фашисты создали следующие карательные органы: «СД» (полиция безопасности); следственную группу «СД»; ГФП (тайную полевую полицию); «ГМ» (контр-разведка); Гомельскую городскую полицию; шуцполицию (охранная полицию); полевую жандармерию; Гомельскую областную полицию; Управление полиции Гомельского района; немецкую военную комендатуру; тюрьму. И ДР
Из акта Специальной Следственной Комиссии №1 от 18.11.1944 «О преступной деятельности в городе Гомеле немецко-фашистской разведывательно-карательной организации «СД» следует, что «СД» была наиболее мощной карательной организацией, основной задачей карательного органа являлась практическая реализации гитлеровских идей о всемирном господстве «высшей» немецкой расы и поголовном истреблении, так называемых «низших рас». «Полиция безопасности» располагалась на ул. Столярной. Ей были подчинены и действовали под её непосредственным руководством городская гражданская полиция и следственная группа «СД», следственный тюремный корпус и концентрационный лагерь «СД».
Ежедневно этим органом арестовывалось 25-30 человек советских граждан – жителей города Гомель и Гомельской области. Среди арестованных были женщины, дети, старики и подпольщики.
Все арестованные сперва доставлялись в немецкий карательный орган «СД», где находились 2-3 дня. Арестованных загоняли в темный подвал и в течении нескольких дней не давали пищи. В подвале не было никаких нар, было много грязи, арестованных не выпускали по естественным надобностям. В камере было так тесно, что арестованные не имели ни малейшей возможности сидеть или лежать. Арестованных допрашивали немецкие следователи, причем допросы сопровождались нечеловеческими пытками и избиениями арестованных.
По истечении срока содержания в подвале советские граждане под усиленным конвоем направлялись в городскую тюрьму. По словам шоферов, работавших в гараже «СД» и вывозивших на своих автомашинах людей на расстрел, зимой 1941-1942 г.г. ежедневно приходилось делать по несколько рейсов из тюрьмы «СД» в Лещинский лес, где расстреливали мирных советских граждан.
Из показаний полицейских следует, что за «СД» числилась «душегубка», - специально оборудованный транспорт для умерщвления женщин и детей.
(СЮДА) Количество истребленных фашистами «СД» жертв в период оккупации составило более 10 тысяч человек.
Одним из страшных мест массового содержания и уничтожения мирных граждан в городе Гомеле также являлось подразделение Тайной полевой полиции – «ГФП». Оно занималось расследованием дел парашютистов, разведчиков, комсомольцев, коммунистов и других подозрительных лиц.
За период оккупации в Гомеле находись различные группы ГФП, но все они располагались в здании бывшего детского сада (яслях) по адресу: ул.Плеханова, 36.
На соседних со зданием ГФП приусадебных участках задержанных после пыток расстреливали. Согласно акту раскопок от 17.01.1944 на вышеуказанном участке местности обнаружено 4 ямы, где захоронены расстрелянные граждане. Как минимум, одна из ям имела длину 15 метров, ширину 3 метра и глубину 4 метра.
Согласно акту Специальной Следственной Комиссии №2 от 07.12.1944 «О кровавой деятельности в городе Гомеле немецко-фашистской разведывательно-карательной организации «ГФП» в период с августа 1941 г. по февраль 1943 г. на территории «ГФП» и примыкающих к ней двух огородах расстреляно около 2 тыс. советских граждан, в том числе женщин и детей. После февраля 1943 г. людей из здания «ГФП» для расстрела вывозили на автомобилях в лесной массив на 4 км Речицкого шоссе, около д. Давыдовка Гомельского района (в полукилометре от шоссе), а также на 9 км Речицкого шоссе.
Над своими жертвами до их расстрела гитлеровцы жестоко издевались. Все без исключения арестованные подвергались пыткам, истязаниям и избиениям.
В расстрелах мирного населения активное участие принимали «полицейские», - 12 предателей советской Родины, которые впоследствии продавали имущество убитых ими советских граждан на местном рынке, установив свой прейскурант цен на отдельные предметы одежды
Также суровым карательным органом являлась разведывательно-карательная организация «ГМ» (контр-разведка), размещавшаяся в «Доме коммуны» - на углу Минской и Комсомольской улиц (в настоящее время – проспект Ленина, 51).
Непременному аресту подлежали все коммунисты, работники следственных органов, партийного аппарата. Многих граждан арестовывали за то, что те отказывались идти на собрания, проводимые гитлеровцами, за неучастие в сборе теплых вещей («зимняя помощь») для гитлеровской армии и т.п.
Сотрудники «ГМ» подвергали мирных советских граждан насилию, издевательствам, зверским истязаниям и пыткам. Основная часть заключенных доставлялась в и подвергалась пыткам в Гомельской областной тюрьме, где у «ГМ» был отдельный корпус, в котором располагалась следственная группа «ГМ». Для арестованных ГМ была отведена половина корпуса, в которой размещалось 7 камер. В каждой камере под стражей находилось 25-30 человек.
Многочисленные показания пострадавших и соучастников немецких зверств свидетельствуют о том, что арестованные палачами из «ГМ» мирные советские граждане, как правило, уничтожались, перед этим подвергаясь пыткам в так называемой комнате «инквизитора», находившейся в чулане тюрьмы.
Помимо тюрьмы часть арестованных содержалась на третьем этаже «Дома коммуны», доступ в который для посторонних был закрыт.
Из акта Специальной Следственной Комиссии №3 от 24.11.1944 «О кровавой деятельности в городе Гомеле немецко-фашистской разведывательно-карательной организации «ГМ» следует, что кровавым репрессиям подвергнуты многие тысячи мирных граждан города, причем несколько тысяч из них палачами были уничтожены.
Также город Гомель был разбит на 5 полицейских участков. Шестой участок располагался в г. Ново-Белица. Различные подразделения немецкой полиции выполняли аналогичные функции, заключавшиеся в борьбе с партизанами, патруле территории города, контроле за соблюдением комендантского часа, выявлении подозрительных лиц, первичном дознании по подозрению в совершении преступлений, организации отправки людей в Германию через биржу труда, участие в арестах граждан, контроль за исполнением советскими гражданами приказов немецкого командования на оккупированной территории.
Дом коммуны, в котором размещалось «ГМ»