Холокост еврейского населения
В первую очередь с массовым террором столкнулось еврейское население. В соответствии с расовой «теорией» и целым рядом планов, принятых в нацистской Германии, евреи как народ подлежали полному уничтожению.
Согласно акту Специальной Следственной Комиссии №5 о массовом истреблении немецко-фашистскими захватчиками еврейского населения г. Гомеля от 12.11.1944 с первых дней вторжения в Гомель гитлеровцы установили в городе жестокий оккупационный режим. Расправившись сначала с партийно-советским активом и их семьями, фашисты и их пособники приступили к поголовному уничтожению еврейского населения Гомеля.
По приказу Первого военного коменданта города оберлейтенанта Шверха всех евреев заставили носить унизительные желтые нашивки. Затем запретили всякие связи и встречи с гомельчанами не еврейской национальности — с белорусами, русскими, украинцами и др. Под угрозой смерти евреям запретили появляться на улицах города.
Чуть позже фашисты осенью 1941 года организовали в разных частях Гомеля 4 гетто. Гетто располагались на территории предместья города Монастырек; в бараках (бывших казармах военного училища Красной Армии) на ул. Ново-Любенской; в домах на ул. Быховской; на территории ветеринарной лечебницы в Ново-Белице.
В эти гетто силой оружия было согнано около 4 тысяч граждан еврейской национальности: стариков, женщин, детей.
Так как единственной целью создания гетто было дальнейшее уничтожение евреев, во всех гомельских гетто были созданы невыносимые условия жизни: очень тесные помещения, антисанитария, отсутствие медицинской помощи и элементарных удобств были характерны для всех четырех гетто. В одноместной комнате обычно жили семь и более человек. Количество узников гетто быстро сокращалось из-за болезней, голода, переводов в тюрьму и убийств евреев. За время содержания арестованных в лагерях им никаких продуктов не доставлялось. Целые группы арестованных умирали с голоду. Одновременно с этим немцы и полицейские устроили настоящий погром всех городских квартир евреев. Все еврейское имущество подвергалось разграблению.
Дни 3 — 4 ноября 1941 стали последними днями жизни узников гомельских гетто. Беззащитных женщин, стариков и детей гитлеровские палачи расстреливали в противотанковом рву около усадьбы машинно-тракторной мастерской (МТМ), в лесу у д. Лещинец и на 9-м километре по шоссе Гомель—Чернигов, в противотанковом рву возле д.Красное. Всего было расстреляно не менее 4 тыс. чел. –
Из показаний бывшего члена Айнзацкоммандо 8, Губерта С.:
«После того как жертвы привозились на грузовиках к месту расстрела, ожидающие расстрела должны были оставаться на сборном пункте вблизи рва и подводились затем индивидуально к расстрельному рву. Там они убивались одиночным выстрелом из автомата. Командир расстрельной команды, насколько я помню распределял стрелков только у ямы. Иногда в яме находился ещё один [член расстрельной команды], чтобы расставлять жертв по своим местам и аккуратно складывать трупы. Со сборного пункта можно было видеть процесс расстрела. Я был поражен мужеством евреев перед лицом смерти. В основном они шли спокойно к яме. Конечно, женщины и дети плакали и кричали, особенно когда от них забирали их родных и вели к яме. Я также знаю, что жертвы, пока они были вместе со своими семьями, молились.
Матери с грудными детьми на руках пытались в яме бросаться поверх своего ребёнка, чтобы защитить ребёнка. В этих случаях сначала мать убивалась выстрелом в затылок, а затем грудной ребёнок вытаскивался из-под матери и также расстреливался».
Часть трупов советских граждан, расстрелянных и замученных в период нацисткой оккупации были обнаружены в ноябре 1958 года во время строительных работ возле завода «Молот» по ул. Барыкина.
Групповой портрет 11 мальчиков из 2-ой Сталинской школы (в настоящее время - ГУО «Средняя школа №19»), 1941 год. Среди изображенных Соня Лишанская, сидящая второй справа в первом ряду, единственный еврейский ребенок на этой фотографии, переживший Холокост в г. Гомеле.